Защитное   вождение что это такое

Термин "Защитное   вождение" появился в Соединенных Штатах в 1964 году, тогда же появились и первые  курсы, обучающие  такому  вождению.    Основным лозунгом защитного вождения был следующий :

Водить так, чтобы сохранить жизни, время, деньги в независимости   от   условий вокруг вас, и от действий других людей.

Основные принципы защитного  вождения:

  1. Контролировать собственную скорость
  2. Предвидеть развитие дорожных ситуаций и всегда ждать неожиданное
  3. Быть бдительным и не отвлекаться

 

  1. Быть готовым к   любым видам действий и реакций других водителей   и пешеходов
  2. Не ждать, что   другие водители будут делать то, что вы обычно делаете сами
  3. Наблюдать за другими водителями и уважительно к ним относиться

 

  1. Соблюдать   дистанцию
  2. Снижать скорость перед поворотом, чтобы не применять торможение   в повороте

 

Сейчас термин   защитное   вождение   популярен благодаря книге   Роберт   Шаллера - «70 правил   защитного   вождения».  Этот термин широко употребляется в рекламах   автошкол.

 

 Разберем первые пять   правил, которые   предлагает   Шаллер (он еще часто называет себя Uncle Bob - дядюшка Боб)

  1. Будь внимателен!

Элементарное правило, очень часто нарушаемое всеми водителями.  Вождение происходит «на автомате», и   мысли   при этом витают, где угодно. Особенно часто водитель расслабляется на знакомых дорогах и   при долговременном прямолинейном движении.

Как бороться с   невнимательностью ?

Сосредотачиваться на вождении, не отвлекаться на телефоны, музыку и прочие вещи, особенно, когда вам предстоит маневр на перекрестке. 

Даже, когда вы стоите и ждете сигнала светофора -  оценивайте, то, что происходит   сзади, сбоку, спереди.  Смотрите   за пешеходами и особенно велосипедистами, приближающимися к переходу.   Если вы отвлеклись не начинайте движения, не оценив обстановку вокруг вас.  Особенно, если вы стартуете первым с перекрестка. Повертите головой, и только после этого жмите на газ.

Мозг   должен постоянно анализировать, то, что передают глаза.

Шаллер очень верно пишет :   вождение автомобиля- это самое опасное что большинству из нас   приходится делать   в жизни.  

Пример невнимательности:

подъезжаем к перекрестку с выделенными  трамвайными путями посередине .  Пока подъезжали трамваев не было.  В ожидании сигнала отвлеклись на навигатор/звонок и т.д.   Мозг сохранил информацию, что трамваев нет.  Увидели зеленый свет,  стали делать левый поворот или  разворот и столкнулись с подошедшим сзади трамваем, который вы не заметили.

Еще пример -  на ровной монотонной дороге перестали следить за обстановкой вокруг вас,   проглядели стоп-сигналы автомобиля впереди вас, въехали в этот автомобиль.  Или не увидели приближающегося торопыгу, который вас подрежет.   Вариантов аварий по невнимательности огромное количество

 

  1.  Никому не доверяй

Правило два - это продолжение правила один. Если ты можешь ошибаться, то могут ошибаться и другие. Поэтому за другими автомобилями надо наблюдать постоянно в зеркалах, и всегда оставлять себе место для маневра.

Примеры:

Все мы знаем, что мигающий поворотник — это еще не гарантия, что водитель повернет. Опытный водитель дождется, когда машина с мигающим поворотником начнет поворот, и только тогда начнет движение.

Также все мы знаем, что те, кто делают левый поворот должны пропускать двигающихся прямо, но и это правило часто нарушается. Поэтому надо снижать скорость перед перекрестком.

Если же сзади вас едет неадекватный водитель, который не держит дистанцию, играет в шашки, то на это есть правило 3

 

  1. У российских   водителей это правило известно, как правило «трех Д» - дай дорогу дураку.   У   Шаллера   более  мягко -  «уступи дорогу».

 

Важно помнить, что ваша цель не доказать кому-то, что он не знает правила ПДД, а проехать без аварий, потерь времени и здоровья до нужной вам точки.

Поэтому в спорной ситуации уступите дорогу даже, если вы правы.

Есть категория водителей – «учителей» – они готовы к авариям, разборкам и судам лишь бы доказать свою правоту, с такими говорить   о защитном   вождении бессмысленно.

Принципы защитного движения обращены к тем, кто ценит свою жизнь, время и   деньги.

Примеры, когда нужно уступить, даже, если прав.

 Как уже писалось   в   статье  про  нерегулируемый перекресток -  водители на второстепенной дороге в городских условиях могут выезжать на главную дорогу, вопреки правилам, просто потому, что иначе не проехать. Наиболее часто это случается при неработающем светофоре.   И разумнее дать им проехать, чем создавать затор на перекрестке или аварийную ситуацию.

 

  1. Поспешишь людей насмешишь

Это пункт правил  снова об очевидном – чем больше скорость, тем больше время реакции в метрах.  Разница на реакцию при скорости 80 км/ч и 110 км/ч    10 метров!   Речь не идет   о тормозном пути, а    только о том расстоянии, которое проезжает автомобиль   пока водитель реагирует  на  ситуацию.

При 80 км/ч  это 25 метров при 110 км/ч  - 35 метров .

Превышение   скорости в городе чаще всего бессмысленно, так как торопыги и не торопыги встречаются   на светофорах, и разница в том, что торопыги ускорялись, а потом тормозили, изнашивая моторы и колодки.

Самое разумное ехать со скоростью потока.   При этом держите ту дистанцию, которая комфортна вам и обеспечит безопасное торможение в экстренном случае.

  1. Не садитесь за руль, если у вас плохое самочувствие.

Плохое самочувствие приводит к замедлению психической и физической реакции, к ухудшению способностей оценивать ситуацию. Чаще всего, если вы плохо себя чувствуете, то ведете машину "на автомате"- а к чему это приводит смотрит пункт 1.

Чек лист для проверки самочувствия

  1. Принимали ли вы алкоголь? *
  2. Не больны ли вы?
  3. Принимали ли вы лекарства способные привезти к ухудшению реакции

Если вы принимаете любые лекарства не поленитесь проверить их инструкции. В инструкции  изучите пункт - «Влияние на способность к вождению автотранспорта и управлению механизмами»

Любое новое прописанное вам лекарство проверяйте на этот пункт.  Чаще  всего  замедляют реакцию  средства от аллергии,   а  также  комплексные  лекарства   содержащие  седативные препараты  - например  «антигриппин- анви»  содержит  димедрол

  1. Вы   чувствуете себя  уставшим?
  2. Не болят  ли у вас  руки или ноги?
  3. Не болят ли  у вас  глаза?

Вести машину можно если на все вопросы вы ответили нет

 

Знайте, что после обильных   возлияний нельзя садиться за руль на следующий день с утра, необходимо выждать минимум 20 часов.