Защитное вождение что это такое
Термин "Защитное вождение" появился в Соединенных Штатах в 1964 году, тогда же появились и первые курсы, обучающие такому вождению. Основным лозунгом защитного вождения был следующий :
Водить так, чтобы сохранить жизни, время, деньги в независимости от условий вокруг вас, и от действий других людей.
Основные принципы защитного вождения:
- Контролировать собственную скорость
- Предвидеть развитие дорожных ситуаций и всегда ждать неожиданное
- Быть бдительным и не отвлекаться
- Быть готовым к любым видам действий и реакций других водителей и пешеходов
- Не ждать, что другие водители будут делать то, что вы обычно делаете сами
- Наблюдать за другими водителями и уважительно к ним относиться
- Соблюдать дистанцию
- Снижать скорость перед поворотом, чтобы не применять торможение в повороте
Сейчас термин защитное вождение популярен благодаря книге Роберт Шаллера - «70 правил защитного вождения». Этот термин широко употребляется в рекламах автошкол.
Разберем первые пять правил, которые предлагает Шаллер (он еще часто называет себя Uncle Bob - дядюшка Боб)
-
Будь внимателен!
Элементарное правило, очень часто нарушаемое всеми водителями. Вождение происходит «на автомате», и мысли при этом витают, где угодно. Особенно часто водитель расслабляется на знакомых дорогах и при долговременном прямолинейном движении.
Как бороться с невнимательностью ?
Сосредотачиваться на вождении, не отвлекаться на телефоны, музыку и прочие вещи, особенно, когда вам предстоит маневр на перекрестке.
Даже, когда вы стоите и ждете сигнала светофора - оценивайте, то, что происходит сзади, сбоку, спереди. Смотрите за пешеходами и особенно велосипедистами, приближающимися к переходу. Если вы отвлеклись не начинайте движения, не оценив обстановку вокруг вас. Особенно, если вы стартуете первым с перекрестка. Повертите головой, и только после этого жмите на газ.
Мозг должен постоянно анализировать, то, что передают глаза.
Шаллер очень верно пишет : вождение автомобиля- это самое опасное что большинству из нас приходится делать в жизни.
Пример невнимательности:
подъезжаем к перекрестку с выделенными трамвайными путями посередине . Пока подъезжали трамваев не было. В ожидании сигнала отвлеклись на навигатор/звонок и т.д. Мозг сохранил информацию, что трамваев нет. Увидели зеленый свет, стали делать левый поворот или разворот и столкнулись с подошедшим сзади трамваем, который вы не заметили.
Еще пример - на ровной монотонной дороге перестали следить за обстановкой вокруг вас, проглядели стоп-сигналы автомобиля впереди вас, въехали в этот автомобиль. Или не увидели приближающегося торопыгу, который вас подрежет. Вариантов аварий по невнимательности огромное количество
-
Никому не доверяй
Правило два - это продолжение правила один. Если ты можешь ошибаться, то могут ошибаться и другие. Поэтому за другими автомобилями надо наблюдать постоянно в зеркалах, и всегда оставлять себе место для маневра.
Примеры:
Все мы знаем, что мигающий поворотник — это еще не гарантия, что водитель повернет. Опытный водитель дождется, когда машина с мигающим поворотником начнет поворот, и только тогда начнет движение.
Также все мы знаем, что те, кто делают левый поворот должны пропускать двигающихся прямо, но и это правило часто нарушается. Поэтому надо снижать скорость перед перекрестком.
Если же сзади вас едет неадекватный водитель, который не держит дистанцию, играет в шашки, то на это есть правило 3
-
У российских водителей это правило известно, как правило «трех Д» - дай дорогу дураку. У Шаллера более мягко - «уступи дорогу».
Важно помнить, что ваша цель не доказать кому-то, что он не знает правила ПДД, а проехать без аварий, потерь времени и здоровья до нужной вам точки.
Поэтому в спорной ситуации уступите дорогу даже, если вы правы.
Есть категория водителей – «учителей» – они готовы к авариям, разборкам и судам лишь бы доказать свою правоту, с такими говорить о защитном вождении бессмысленно.
Принципы защитного движения обращены к тем, кто ценит свою жизнь, время и деньги.
Примеры, когда нужно уступить, даже, если прав.
Как уже писалось в статье про нерегулируемый перекресток - водители на второстепенной дороге в городских условиях могут выезжать на главную дорогу, вопреки правилам, просто потому, что иначе не проехать. Наиболее часто это случается при неработающем светофоре. И разумнее дать им проехать, чем создавать затор на перекрестке или аварийную ситуацию.
-
Поспешишь людей насмешишь
Это пункт правил снова об очевидном – чем больше скорость, тем больше время реакции в метрах. Разница на реакцию при скорости 80 км/ч и 110 км/ч 10 метров! Речь не идет о тормозном пути, а только о том расстоянии, которое проезжает автомобиль пока водитель реагирует на ситуацию.
При 80 км/ч это 25 метров при 110 км/ч - 35 метров .
Превышение скорости в городе чаще всего бессмысленно, так как торопыги и не торопыги встречаются на светофорах, и разница в том, что торопыги ускорялись, а потом тормозили, изнашивая моторы и колодки.
Самое разумное ехать со скоростью потока. При этом держите ту дистанцию, которая комфортна вам и обеспечит безопасное торможение в экстренном случае.
-
Не садитесь за руль, если у вас плохое самочувствие.
Плохое самочувствие приводит к замедлению психической и физической реакции, к ухудшению способностей оценивать ситуацию. Чаще всего, если вы плохо себя чувствуете, то ведете машину "на автомате"- а к чему это приводит смотрит пункт 1.
Чек лист для проверки самочувствия
- Принимали ли вы алкоголь? *
- Не больны ли вы?
- Принимали ли вы лекарства способные привезти к ухудшению реакции
Если вы принимаете любые лекарства не поленитесь проверить их инструкции. В инструкции изучите пункт - «Влияние на способность к вождению автотранспорта и управлению механизмами»
Любое новое прописанное вам лекарство проверяйте на этот пункт. Чаще всего замедляют реакцию средства от аллергии, а также комплексные лекарства содержащие седативные препараты - например «антигриппин- анви» содержит димедрол
- Вы чувствуете себя уставшим?
- Не болят ли у вас руки или ноги?
- Не болят ли у вас глаза?
Вести машину можно если на все вопросы вы ответили нет
- Если вы принимали алкоголь, то сверьтесь с алкогольными калькуляторами, чтобы выяснить через какое время вы сможете сесть за руль.
Знайте, что после обильных возлияний нельзя садиться за руль на следующий день с утра, необходимо выждать минимум 20 часов.