Все о зимней резине
Чем отличается зимняя резина от летней
Различие зимней и летней резины обусловлено их разными функциями. Основная задача хороших летних шин отводить воду во время дождя, а зимних осуществлять надежное сцепление с дорогой, когда на асфальте снег, каша, реагенты или лед. Фактически эти функции обеспечиваются за счет разного материала зимних и летних шин и структуры и рисунка протектора.
Наиболее явно различие материала проявляется в твердости резины. Твердость шин измеряется в баллах по Шору. Зимняя резина более мягкая чем летняя. Так как зимние условия требуют лучшего контакта с поверхностью дороги, что и обеспечивает мягкая резина.
Для сравнения: обычно у летних шин твердость 63-72, а у зимних 48-55. Если зимняя шина очень твердая, скорее всего эта шина ближе к всесезонке, и зимние качества у нее очень посредственны.
Структура протектора зимних шин более брутальная, чем летних, и отдаленно грубыми глубокими поперечными прорезями напоминает протекторы самосвалов.
В летних шинах широкие продольные прорези для отвода воды. Поперечные же прорези узкие и неглубокие.
Кроме того надо помнить, что летние шины рассчитаны для плюсовых температур и на морозе дубеют, становясь еще более твердыми и существенно понижая безопасность. Исходя из изложенного, становится понятно, что летняя резина зимой это плохо и крайне рискованно.
На вопрос можно ли ездить на зимних шинах летом можно дать такой же ответ. Нет нельзя. Ни материал, ни рисунок протектора зимних шин не отвечают летним условиям. И без того мягкая резина на жаре начинает плыть и тормозной путь увеличивается.
Когда надо переходить на зимнюю резину
Надо менять летние шины на зимние когда температуры снизятся до 4- 7 градусов тепла и в любой момент могут случаться отрицательные температуры и выпасть снег. Обычно для центральной России это конец октября - середина ноября, для Северо-Запада середина октября начало ноября.
Когда разрешено ездить на зимних шинах
Переход на зимнюю и летнюю резину регулируется пунктом 5.5 Приложения 8 к техническому регламенту таможенного союза ТР ТС 018/2011 "О безопасности колесных транспортных средств"
5.5. Запрещается эксплуатация транспортных средств, укомплектованных шинами с шипами противоскольжения в летний период (июнь, июль, август). Запрещается эксплуатация транспортных средств, не укомплектованных зимними шинами, удовлетворяющими требованиям пункта 5.6.3 настоящего приложения в зимний период (декабрь, январь, февраль). Зимние шины устанавливаются на всех колесах транспортного средства. Сроки запрета эксплуатации могут быть изменены в сторону увеличения региональными органами государственного управления государств - членов Таможенного союза.
5.6. Шина считается непригодной к эксплуатации при: 5.6.1. Появлении одного индикатора износа (выступа по дну канавки беговой дорожки, предназначенного для визуального определения степени его износа, глубина которого соответствует минимально допустимой глубине рисунка протектора шин); 5.6.2. Остаточной глубине рисунка протектора шин (при отсутствии индикаторов износа) не более: для транспортных средств категорий L - 0,8 мм; для транспортных средств категорий N2, N3, O3, O4 - 1,0 мм; для транспортных средств категорий M1, N1, O1, O2 - 1,6 мм; для транспортных средств категорий M2, M3 - 2,0 мм. 5.6.3. Остаточной глубине рисунка протектора зимних шин, предназначенных для эксплуатации на обледеневшем или заснеженном дорожном покрытии, маркированных знаком в виде горной вершины с тремя пиками и снежинки внутри нее (рисунок 5.1), а также маркированных знаками "М+S", "M&S", "M S" (при отсутствии индикаторов износа) во время эксплуатации на указанном покрытии - не более 4,0 мм.
То есть весной и осенью вы можете ездить на любых шинах.
Летом согласно этому регламенту можно ездить на летней или зимней резине. Но на шинах не должно быть шипов.
Зимой машина должна быть обута в зимнюю резину с соответствующей маркировкой M S (означает MUD и Snow - грязь и снег).
Однако штрафы за нарушение этих правил не прописаны в КОАП. Поэтому вас могут оштрафовать только за лысую резину.
Штрафа за езду на зимней резине летом (даже на шипованной) на лето 2017 года фактически нет. Однако помните, что езда на зимней резине летом опасна, а шипы к тому же сильно портят дороги.
Какие бывают зимние шины.
Зимняя резина бывает двух основных видов шипованная (шипы) и нешипованная. Другие названия нешипованной резины - фрикционная, липучка.
Нешипованные модели шин имеют разновидности европейская и скандинавская.
Европейские нешипованные зимние шины близки к всесезонным и не подходят для большинства регионов России в качестве зимней резины. Их оптимальный температурный диапазон работы +10-/5С. Такие шины отлично показывают себя на европейских хорошо очищенных дорогах, справляются с кашей из мокрого снега. Твердость европейской резины выше скандинавских липучек и похожа на твердость летних шин. Соответственно индексы скорости на этих шинах практически не отличаются от летних. И такие шины считаются скоростными.
Ниже на фото европейская зимняя шина Bridgestone Blizzak LM-32 и шина липучка скандинавского типа Michelin X-ice Xi3 (кстати, единственная шина скандинавского типа, имеющая высокий индекс скорости). Сравнение рисунка протектора явно показывает, что мишленовская резина сурового зимнего типа. А нешипованная шина бриджстоун несерьезного европейского типа.
Как видно из фотографий у шины европейского типа более частый рисунок, прорези неглубокие, но длинные - это обеспечивает хороший отвод жидкости (в мокрый снег или дождь) от пятна контакта шины с асфальтом Направление рисунка диагональное, бока без плечиков, но с длинными прорезями.
У скандинавского типа шин - грубый глубокий и разреженный рисунок - что обеспечивает лучшую проходимость по снегу и дает возможность ломать протектором лед и наст. Покатые плечи также обеспечивают лучшую проходимость.
Итак, глубина прорезей, их поперечное направление и скошенные плечи должны показывать вам, что вы берете правильную нешипованную резину для нашей зимы.
Что лучше липучка или шипы
Последние тесты российских и финских автомобильных изданий показали, что для новых современных моделей резины - различие в поведении на сухом или мокром асфальте для липучек и шипов минимальна. Разница зачастую больше между разными марками, чем между видами. Одни марки шипованной резины выигрывают у липучек, другие наоборот проигрывают.
Так же неверно утверждение, что шипы уменьшают площадь соприкосновения с дорогой на сухом асфальте. Шипы спроектированы так, что вдавливаются во время торможения и площадь соприкосновения не уменьшается.
Где проявляется различие шипов и липучек
Проявляется оно, когда на асфальте есть лед, укатанный снег или снежная каша. На льду существенно, приблизительно процентов на 30, выигрывает шипованная резина, а на укатанном снегу и в снежной каше выигрывает липучка.
По материалам тестов авторевю 2017 года разница между лучшими шипованными шинами и лучшими липучками при торможении на льду достигает 7 метров! Понятно, что это очень серьезная разница, которая может спасти жизнь.
При торможении на снегу выигрывают липучки, но разница около метра, что нельзя назвать очень существенным.
По результатам последних тестов можно сделать вывод, что современные шипованные шины по прежнему серьезно лидируют на льду, уступают на укатанном снегу. По всем прочим показателям - торможение на асфальте сухом и мокром, аквапланирование - результаты больше зависят не от типа зимних шин, а от марки.
Шипованная резина проигрывает в комфорте главным образом за счет шума.
Что выбрать шипованные или нешипованные шины
Выбор между шипами и липучками сделать не просто. Ведь в российских городах водители сталкиваются со всеми возможными видами снежного покрытия. И каша, и лед, и местами укатанный снег. Тем не менее, водители выбирают чаще всего шипы, потому что лед коварен и именно к нему хочется быть готовым.
Липучки это комфортные шины для езды по городу, который хорошо чистят дорожные службы. Также фрикционные шины подойдут вам, если в вашем городе зимой укатанный снег.
Шипованную резину однозначно можно рекомендовать тем, кто ездит на работу рано утром или поздно вечером. Именно тогда на дорогах образуется неожиданный лед, до которого не успевают добраться дорожные службы. Особенно часто лед образуется на мостах и эстакадах.
Шипы также будут иметь преимущество перед липучками при выезде с неубранной заснеженной парковки.